|
Дорога на Свободу, как и полагается, оказалась нелегкой. Несмотря на наличие карты-километровки, мы поплутали. Причем то, что под руками было две карты, не упростило, а усложнило ситуацию, поскольку дороги на картах были нарисованы совсем разные. Мы возращались, ехали по другой дороге, пытались привязаться к расположению ЛЭП... Полноприводная Нива оказалась подходящей машиной для такого пути, но и её порой становилось жалко. Но вот вдалеке среди молодых деревьев показалось здание - приехали... |
Пол года назад, увидев на карте одинокий крест, обозначающий церковь и рядом название "Свобода, нежил.", я начала расспрашивать людей об этом месте. Некоторые бывали тут. Мне сказали: "Стоит посреди леса церковь - и все"... Но все же в итоге мне повезло: удалось найти информацию о Свободе. Открыла на случайном месте только что взятую в библиотеке книгу Всеволода Михайловича Слукина "Тайны уральских подземелий. Легенды, реальность, поиск " (Екатеринбург, издательство "Сократ", 2005г.) и тут же увидела: |
"Одна заимка располагалась на окраине Екатеринбурга в селе Елизавет (ныне это часть Чкаловского района города), а другая в 12 километрах от села Булзи (в настоящее время здесь проходит граница Свердловской и Челябинской областей по реке Щербаковке)." - Это было как раз о том самом месте, о Свободе, больше ни о чем быть не могло. Страницей раньше нашла: |
"Екатеринбургский Ново-Тихвинский (женский) монастырь имел два подворья-заимки, то есть две дочерних структуры, которые занимались сельскохозяйственной деятельностью на достаточно обширных угодьях. Подворья были уменьшенной копией материнской организации: главный храм, жилые корпуса, хозяйственные постройки, глухая ограда." Итак, понятно, кому принадлежало это место, кто тут построил храм. И, оказывается, не только храм. Через страницу нашлась более подробная информация: |
"Булзинское подворье - заимка Ново-Тихвинского монастыря - было заложено в 60-х годах XIX века. По описи 1910 года в нем находилось 52 строения, в том числе каменный собор Во Имя Симеона Верхотурского Праведного с приделом Св. Магдалины. После варварского налета в 1920 году большевистского отряда, сопровождавшегося расстрелом 6 монахинь, подворье было разграблено и завершило свое существование. В последующие годы постройки хаотически разбирались, материал увозился в соседние селенья, а оскверненный храм, лишенный дверей, окон и полов, остался одиноко стоять на зарастающей деревьями и кустарником территории. |
Он был вновь «найден», а точнее - обретен для общества уже в самом начале нового, ХХI столетия. Православные энтузиасты вытащили из храма мусор, почистили территорию, вскрыв фундаменты разрушенных построек, замазали на стенах собора скабрезные надписи. По заявке нынешнего монастырского руководства Ново-Тихвинской обители специалисты выполнили обмеры сооружения, сделали обследования технического состояния стен и сводов, оценили несущую прочность конструкций и узлов. Осмотрев территорию с оставшимися фрагментами зданий, сразу обратили внимание на сухие глубокие колодцы, положение которых укладывалось в некую систему. Колодцы в большинстве имели стены, выложенные из тесаного камня, а некоторые были обшиты деревянными толстыми плахами. |
Были найдены подземные скиты - куполообразные сооружения, выложенные внутри из каменных блоков. Наружу из сводов выходили отверстия, по-видимому для печных труб. Геофизики со своими приборами вкупе с лозоходцами с их рамками обошли контуры собора и получили сигналы о наличии подземных галерей. На площадке перед апсидой провели детальные исследования. Оказалось, что из-под алтарной залы храма выходят под углом друг к другу два подземных хода. Их общее направление - в глубь густо застроенной когда-то монастырской территории. Это направление согласуется с расположением некоторых сухих колодцев, будто они, эти колодцы, являются либо вентиляционными устройствами, либо выходами из подземелий. Интересно, что после анализа геофизических данных была определена ширина этих ходов. Она оказалась классической - 70 сантиметров. |
Симеоновский собор, несомненно, имел глубокий двухуровневый подвал. Вход в него заложен давно, вполне вероятно, в годы функционирования подворья. В фундаменте стены, отделяющей алтарную часть от основного объема собора, у самой поверхности слоя грунтовой засыпки, виден небольшой свод заложенного (и засыпанного) дверного проема. Может быть, за ним разгадка всех тайн монастырского подворья, о которых ничего не рассказали шесть расстрелянных монахинь?" |
Именно все, что описанно в книге, мы и увидели. Нашли и свод дверного проема в фундаменте "стены, отделяющей алтарную часть от основного объема собора". Видимо, его попытались откопать. Похоже, пытались даже долбить кирпич. Но кладка оказалась настолько мощной, что пока копатели её не одолели... Подворье начиналось метров за 400 к югу от храма.Тут остались кучи кирпича ( на некоторых кирпичах видны Демидовские клейма ), остатки каменных фундаментов. Там и тут лежали куски кровельного железа, истончившегося и поеденного ржавчиной. На юго-восток от собора почти уцелела уцелела водонапорная башня. Нижняя её часть была выложена из камня, верхняя - из кирпичей |
Мы увидели и остатки бывшей ограды подворья - с расстоянием метра в два развалившиеся столбы ограды из камня и кирпичей. Такую ограду мы обнаружили только с южной стороны подворья. С восточной же стороны ограда состояла сплошь из стен зданий, и там остались фундаменты, обозначающие расположение построек. С запада и юга остатков ограды не нашли. Может, недостатьчно тщательно искали... Ближе всего к храму по восточной стороне находится мощный фундамент, недавно расчищенный, как и говорилось в книге. Со стороны, обращенной к храму, есть отверстие, наводящее на мысль о том, что тут и подходил подземный ход, идущий от алтарной части храма. Залезть в это отверстие, увы, было нереально. |
Тут же мы нашли и сохранившиеся погреба. Вряд ли это "скиты", о которых говорилось в книге. Правда, тут я не соглашусь с автором ( " Скит - кельи монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте. ... Слово "скит" происходит от названия одного из пустынных мест в Египте, в котором в IV-V вв. были уединенные поселения монахов"-"Православный календарь", Словарь, days.ru ). Поэтому подземные помещения, описанные в книге, в данном случае "скитами" не являются. То же, что нашли мы, больше всего напоминает обыкновенные погреба. Редкостно добротно сделанные, приличного размера, с вентиляцией. Внутри у них было настолько прохладно, что даже не растаял лед (на улице снега нет уже недели три) - идеальное место для хранения продуктов. Жить же тут - бррр... Вобщем, я бы не стала тут жить. Особенно при наличии нормальных домов - а они были поблизости в достаточных количествах. Еще три подобных погреба нашли в стороне. Над ними, похоже, не стояло зданий. Все примерно одинакового размера, с одинаковыми вентиляционными отверстиями. В одном есть еще большое отверстие сверху, помимо обычного бокового входа, к которому вели каменные ступеньки. |
Это отверстие могло служить для доступа сверху в погреб. Зачем? - остается только догадываться. Может, удобнее было с его помощью сваливать что-нибудь в погреб, или оно помогало поддерживать нужную температуру-влажность внутри. Больше ста лет простояли уже эти погреба, и видно, что простоят еще очень долго. Если, конечно, кто-нибудь не начнет их целенаправленно разрушать... |
Собор Во Имя Симеона Верхотурского Праведного... Внутри собора, возвышающегося над руинами подворья, было, как ни странно, уютно. Даже сейчас... Хотя от полов, дверей и окон тут ничего не осталось. Хотя белёные стены были покрыты дурацкими надписями.
|
От росписей осталось совсем немного. Уцелели ангелочки под самым куполом. И в очень плохом состоянии оказались росписи в алтаре. На верхней росписи видны следы от пуль. Из-за них не разобрать ликов Христа и Бога. Неизвестно, были ли еще в соборе какие-нибудь росписи. Возможно, остальные стены так и были просто белёными. |
Фундамент алтарной части собора оказался весь в следах свечного воска. В каждой нише, на каждом почти кирпиче кто-то ставил свечи. Церковные, от которых остались желтые следы, и обычные, следы от которых были цветными. Мы тоже зажгли свечку... В притворе сохранился фрагмент деревянной лестницы, ведшей наверх - то ли на звонницу, то ли просто на балкончик, расположенный высоко под куполом. |
В нескольких метрах от собора с северной стороны - два могильных креста. По виду совсем новые. Оба стоят над большими каменными плитами, которые выглядят очень давно тут лежащими. Вот так возле собора хоронят настоятелей церквей. А может, это и могилы тех, расстрелянных в 1920-ом году монахинь. Чуть в стороне стоит, прислоненный к древнему тополю, крест, сооруженный из тополинных веток, связанных капроновым шнуром. |
Пока мы ходили по территории бывшего подворья, обратили внимание, что живность тут просто кишмя кишит. Маленькие ящерки, едва показавшись, спешно юркали в траву. Мыши-полевки, испуганные шумом шагов, бежали в свои самые надежные убежища - в трещины и щели в остатках фундаментов сторений. Вся трава, сухая прошлогодняя, примятая за зиму снегом, была в мышиных ходах. А какие-то, размером со среднюю мышь, шустрые бесхвостые зверьки с рыжей спиной и темной полоской на боках, отважно высовывались из травы, чтобы понаблюдать за нами. Впрочем, их отвага была понятна - они умеют так быстро бегать и мгновенно прятаться, что быть пойманными им явно не грозило. Их даже сфотографировать не получилось... Видели еще луня - огромного, серебристого хищника с большой, как у совы, головой. Потом к нему присоединилась птица во всем похожая на него, но рыжеватая цветом. |
А по дороге встретили глухарок. Рыжеватые курочки с красными бровями настороженно разглядывали нас и затем спешили в лес. И вся эта активная жизнь - несмотря на то, что везде здесь недавно прошел огонь. От пней и упавших деревьев местами ещё шел дым. Кругом была черная выгоревшая земля.Большинство молодых сосенок стояли порыжевшие, и видимо уже мертвые... |
Среди остатков зданий нам то и дело на глаза попадались всеразличные предметы. В одном из погребов - куча деревяшек, среди которых обломки от телеги. Очень часто находили сломанные лопаты - самых разных форм и видов. Но это понятно, тут многие копали... |
Среди наших находок - проржавевшая коса, большие вилы, обломок от пилы, тяпка, закрепленная на уже истлевшем обломке ручки при помощи кованного гвоздя, кованые гвозди разных размеров, металлические обручи от бочек и от колес телеги. В числе прочего нашли старинный утюг, такой, у которого внутрь закладывались угли. На крышке утюга была надпись:"Касли. Урал". Утюг забрали с собой - как такую вещь оставить... А остальные находки положили в нишу в стене собора - тут они медленней ржаветь будут. Все эти вещи причастны к истории Свободы, так что, думаю, мы подобрали самое подходящее место для этой маленькой выставки... |
... До сих пор раздумываю об увиденном в Свободе. Очень много вопросов, на которые ответов нет. По версии, обозначенной книгой, после 1920 года подворье было заброшено и только разграблялось. Но при этом откуда на его территории появилось множество вещей более поздних времен? Ладно лопаты, ладно найденный нам трак от тракторной гусеницы - понятно, что тут копали, что ломали бульдозером здания. Если б не бульдозер, стояли бы они и до сих пор... Но откуда здесь, например, кусок от детского трехколесного велосипеда с резиной на колесе и педальками, какие были на таких велосипедах в моем детстве? Вряд ли до 1920-го года делали такое...А предпложить, что кто-то вез сюда, чтоб тут выбросить, железяку - как-то нелогично. Хотя нашли же мы в одном из погребов вполне современную кучу мусора - все от пластиковых бутылок до сломанных замков... |
Изрядное количество старой обуви, видимо, тоже оставили копатели. А два больших молочных бидона, в каких 20 лет назад привозили разливное молоко в магазины - например - откуда взялись? Следующий вопрос - об электричестве и подходящих к Свободе столбах. Когда сюда вели электричество? До 1920-го года? - вряд ли. После? - зачем электричество в заброшенном подворье? Или не такое уж оно было заброшенное? Нашли изолятор, какие крепят на столбах линий электропередач. На нем дата: 1970г. Значит, в 1970-ом кто-то по крайней мере подновлял идущие сюда столбы. Значит, и тогда еще тут что-то происходило, кто-то жил? |
Еще вопрос: возле южного входа в собор лежит резная мраморная плита. Судя по тому, что она вся покрыта легким налетом рыжеватой грязи, её относительно недавно выкопали из земли. Что это за плита? Она похожа на часть намогильного памятника. Где тогда остальное? И почему это захоронение находится тут, а не с другой стороны собора, где расположены две другие могилы? Или этот камень перенесли сюда откуда-то?.. Вокруг камня земля была разрыта далеко, яма была больше метра длинной. Кто-то пытался вскрыть захоронение, которое рассчитывал тут найти? И нашел? Или нет?... И ещё: кто, когда и почему назвал это место "Свободой"? Было ли это до 1920-го года или после? |
Много и других вопросов... Главный - что дальше будет с этим местом? Восстановят ли собор? Или наоборот разрушат? Или он останется все так же стоять, медленно погибая, потому что здание, потерявшее окна, двери, цельность кровли и хозяйский пригляд, однозначно обречено... Вспоминается древний анекдот о том, что, мол найден новый химический элемент с периодом полураспада в 70 лет - назван эсэсэсэрием...
Почему так странно устроены люди - сперва добротно строят, а потом, вместо того, чтоб пользоваться построенным и радоваться на него - крушат бульдозерами, оставляя изувеченный участок земли и руины...
То, что мы видели: штабеля старых кирпичей, сложенных у собора, попытки проникнуть в подвал, там и тут свежие раскопы которые никто не засыпал обратно, вероятно раскопанная могила под мраморной плитой, капитальный стол, соруженный из кирпичей и больших каменных плит опять же на площадке возле собора, рабочие рукавицы, оставленные под этим столом, современный топор, лежавший неподалеку - наводит на мысль, что тут продожают активно копать. Ищут, а заодно "добывают" стройматериалы... Так что кроме времени и погоды у Свободы есть и еще враг - человек... Как это ни грустно... |
На главную страницу